C 15 августа вступил в действие запрет ГИБДД на размещение рекламных растяжек на центральных улицах и проспектах Ростова-на-Дону: Б. Садовой, Шолохова, Буденновском и Ворошиловском. По мере завершения договоров аренды, ориентировочно в срок до 1 сентября должны быть убраны более 150 объектов наружной рекламы. При минимальной цене аренды одной растяжки в центре города от 8 тыс. рублей в месяц рекламные агентства уже в сентябре потеряют около 1,3 млн руб. В такой ситуации им в кратчайшие сроки необходимо переориентировать свой бизнес.
Разговоры о том, что щитовая реклама и растяжки, отвлекающие внимание водителей, будут убраны, ходили по Ростову более двух лет, все-таки бизнесмены оказались неподготовленными к такому событию. Мы знали, что сидим на пороховой бочке, но рассчитывали, что все пройдет более эволюционно, будет дан переходный срок для агентств, которые занимаются только растяжками, - рассказывает директор РА «Семь факториал» Валерий Мартынюк. Рекламисты говорят, что ожидали от властей большей предсказуемости. На момент получения письма от Управления наружной рекламы о демонтаже растяжек у рекламных агентств уже был сформирован портфель оплаченных заказов на август и частично на сентябрь, не выполнить свои обязательства перед рекламодателями и снять растяжки среди месяца мы не можем, - говорит директор РА «ПС Реклама» СОФИЯ ЛЕВЧУК.
С представителями рекламных агентств солидарны и заказчики рекламы. Они считают, что о нововведении должны были объявить за несколько месяцев, это позволило бы вовремя скорректировать медиа-планы. Очень многие фирмы работают по долгосрочным договорам по предоплате. Теперь все эти планы и договоры недействительны. И не понятно, с кого в этой ситуации спрашивать, - говорит начальник отдела рекламы автоцентра «Модус» АНАСТАСИЯ ЧУГУНОВА. Рекламные агентства, которые занимаются растяжками, называют решение о демонтаже сильным ударом по небольшим фирмам. Растяжки – бизнес, который приносит не очень большие деньги, поэтому крупные агентства не тратили время и деньги на малоприбыльные баннеры. Большинство фирм, которые ими занимались, – небольшие предприятия (7-15 человек), они-то в первую очередь и пострадают, - рассказывает Валерий Мартынюк.
Участники рынка предсказывают рост цен на оставшиеся рекламные носители и при этом признают, что замену растяжкам, ввиду их мобильности и быстроты монтажа, найти будет очень сложно. Как правило, баннеры используются при проведении специальных акций, а также для сообщения о сезонных скидках. А ближайшая альтернатива - щит 3х6, он менее мобилен и стоит дороже (13,5 тыс. в месяц против 8 тыс.). Предписание о демонтаже растяжек ГИБДД издало 18 июля этого года. Оно совпало со спадом деловой активности, когда цены на наружную рекламу снижаются на 10-15%. Это, по мнению ГИБДД, самый безболезненный период для рекламных агентств. В рамках предписания балансодержателям столбов (это не только рекламные агентства, но и муниципальные предприятия «Луч» и «Русэлтранс») необходимо «в целях безопасности дорожного движения произвести демонтаж рекламных горизонтальных растяжек на перекрестках и расстоянии 30 метров от них». При этом исполнение предписания возложено на Администрацию города в лице управления наружной рекламы.
Однако власти истолковали этот документ по-своему. Спустя три дня после выхода предписания Управление наружной рекламы потребовало от балансодержателей столбов до 1 августа произвести демонтаж горизонтальных растяжек на более чем 20 улицах города. В свою очередь балансодержатели столбов направили письма рекламным агентствам о том, что новых заявок они больше не принимают, а существующие растяжки также будут демонтированы. После консультаций с рекламистами срок продлили до 15 августа, а количество улиц сократилось до четырех. Начальник управления наружной рекламы Дмитрий Арутюнян говорит, что власти постарались максимально учесть интересы бизнеса: Баннеры демонтируют постепенно, по мере окончания договоров на их размещение. Сейчас продумываются разного рода компенсационные схемы, другие формы наружной рекламы, в которых бы смогли найти себя рекламные агентства, потерявшие доход.
Ряд агентств выполнили предписание частично. Так, например, поступили фирмы, которые сами являются балансодержателями столбов и не зависят от муниципальных предприятий «Луч» и «Русэлтранс». Крупнейшее из таких агентств – РА «Дизайн-Центр», у него на балансе около 170 столбов. Как объяснил директор РА «Дизайн-Центр» ВЛАДИМИР ПЕРЕГУДОВ, на все рекламные носители у него есть паспорта, выданные ГИБДД на год и согласованные с Управлением наружной рекламы: Их срок еще не истек. Несмотря на это, я последовал предписанию ГИБДД и убрал растяжки с перекрестков и на расстоянии 30 метров от них. Что же касается тех четырех улиц, о которых говорят в управлении наружной рекламы, то документов на этот счет я не видел, поэтому убирать растяжки с них не собираюсь.
В областном управлении Федеральной антимонопольной службы заявили, что у них нет претензий к предписанию ГИБДД, подобные решения уже были приняты в ряде российских городов. Антимонопольщики готовы лишь детально разобраться в разночтениях этого документа и уточнить, где должен производиться демонтаж. Об этом властные органы попросила Ассоциация рекламных агентств Ростова, она направила по этому поводу письма в Торгово-промышленную палату, Администрацию города и Управление по развитию малого бизнеса и внешних экономических связей Администрации РО.